Аэродинамические силы, действующие на находящееся в потоке воздуха крыло, вызывают его изгиб и закручивание. Деформация крыла приводит к изменению угла атаки. Изменение угла атаки, в свою очередь, приводит к изменению аэродинамических сил. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, тюка не наступит равновесие. При какой-то скорости полета такое равновесие становится невозможным, деформация (главным образом реформация кручения) растет, и крыло разрушается.

Явление перекручивания крыла, при котором аэродинамические моменты относительно его оси жесткости растут быстрее восстанавливающих упругих моментов, что приводит к разрушению конструкции, называется дивергенцией. Скорость полета, начиная с которой статическая устойчивость конструкции оказывается невозможной, называется критической скоростью дивергенции.

Реверс элеронов
При недостаточной жесткости крыла его упругие деформации, вызванные отклонением, элеронов, могут при определенной скорости полета привести к потере эффективности поперечного управления. Отклонение элерона, допустим, вниз вызовет появление дополнительной аэродинамической силы направленной вверх, которая и создает кренящий момент.

В то же время крыло под действием силы, приложенной позади его оси жесткости, закрутится на какой-то отрицательный угол Да, что вызовет появление дополнительной силы, но уже направленной вниз и приложенной впереди оси жесткости. Сила, в свою очередь, вызовет дальнейшее закручивание крыла. Аналогичная картина будет и на другой консоли крыла, где элерон отклонен вверх.

В стреловидном крыле необходимо еще учесть и влияние прогибов на величину Когда при отклонении элеронов суммарный момент от сил относительно продольной оси самолета станет равным нулю, наступит полная потеря поперечной управляемости самолета. Скорость полета, соответствующая этому случаю, называется критической скоростью реверса.

На скоростях полета, критической скорости реверса, наступает обратное действие элеронов. Это явление носит название реверса элеронов. Для качественной оценки влияния различных параметров на критическую скорость реверса определим ее приближенно, исходя из следующих допущений:

Читайте также  Внешние формы и нагрузки крыла

1) дополнительная аэродинамическая сила, возникающая при отклонении элерона, приложена в точке О, положение которой остается постоянным как при изменении угла отклонения элерона, так и при изменении углов атаки вследствие деформации крыла;

2) дополнительная аэродинамическая сила, возникающая при деформации крыла, приложена в точке Ot, положение которой также не зависит от угла отклонения элерона и угла атаки.