Органы поперечного управления При управлении элеронами интерцептор отклоняется на той половине крыла, на которой .элерон отклонен вверх. Обеспечивается это созданием соответствующей связи между системами управления элеронами и интерцепторами. Натяге системы управления элероном имеется участок с фигурным вырезом, в котором расположен ролик, соединенный с тягой, идущей к механизму управления интерцептором.

При отклонении элерона вниз тяга перемещается вправо и ролик, катясь в вырезе звена, не перемещает тягу, а следовательно, не вызывает отклонения интерцептора. При отклонении же элерона вверх тяга перемещается влево и ролик, катясь по фигурному вырезу звена, перемещает тягу, что приводит к отклонению интерцептора вверх.

Обычно отклонение интерцептора начинается при достижении определенного угла отклонения элерона. Благодаря этому на основных режимах полета, когда не требуется больших кренящих моментов (например, крейсерский полет) и поперечное управление может быть обеспечено одними элеронами при Maze управлению интерцептором.

Обеспечение потребной эффективности поперечного управления самолетом при полете на больших числах М может быть достигнуто также применением дифференциального цельно управляемого горизонтального оперения - оперения с отклоняемыми в разные стороны половинами. На самолетах с крылом изменяемой в полете стреловидности переход к большим сверхзвуковым скоростям сопровождается увеличением угла стреловидности крыла.

Снижение эффективности элеронов, связанное с полетом на сверхзвуковой скорости, и уменьшение их плеча при увеличении угла стреловидности крыла может привести к нарушению поперечной управляемости самолета. В этом случае для обеспечения поперечного управления и используется дифференциальное цельно управляемое горизонтальное оперение.

Однако применение такого оперения в качестве единственного средства поперечного управления может оказаться недостаточным при полете на малых скоростях и особенно при посадке. Поэтому часто дифференциальное цельно управляемое горизонтальное оперение применяется в комбинации с элеронами или интерцепторами.
На самолетах без горизонтального оперения для обеспечения поперечной и продольной управляемости обычно используются одни и те же рулевые поверхности, расположенные вдоль задней кромки крыла у его концов. Такие рулевые поверхности носят название элевонов. Отклонение элевонов в разные стороны обеспечивает поперечную управляемость, а одновременно отклонение вверх или вниз - продольную.
  Copyright © 2008