Элерон Для уменьшения величины шарнирного момента, а значит, и для облегчения усилия при отклонении элерона применяются различные типы аэродинамической компенсации. Основным требованием к аэродинамической компенсации является обеспечение ее эффективности при возможно меньшем ухудшении аэродинамики крыла. Применяются следующие виды аэродинамической компенсации: роговая, осевая, внутренняя и серво компенсация.

Роговая аэродинамическая компенсация. Она осуществляется частью поверхности элерона, расположенной впереди оси вращения и выполненной в виде "рога". Роговой компенсатор располагается у края элерона либо вписываясь в контуры крыла, либо выступая за его концы. Сила, действующая на рог при отклонении элерона, создает относительно оси вращения момент, уменьшающий величину шарнирного, момента.

При отклонении элерона на большие углы возникающая у края; элерона в месте расположения рогового компенсатора щель вызывает перетекание потока и значительные завихрения, что приводит к увеличению лобового сопротивления и к потере эффективности части площади элерона в этой зоне. По этой причине роговые компенсаторы на скоростных самолетах не применяются.

Осевая аэродинамическая компенсация осуществляется смещением оси вращения элерона назад, что приводит к уменьшению величины шарнирного момента из-за уменьшения плеча силы. Таким образом, осевой компенсатор представляет собой площадь элерона, расположенную впереди его оси вращения. Размеры осевых компенсаторов колеблются в широких пределах и доходят до 25 % площади элерона.

Дальнейшее увеличение площади осевого компенсатора может повести к пере компенсации. К недостаткам осевой компенсации следует отнести возникновение дополнительного сопротивления при выходе за габаритные размеры крыла носка элерона при больших углах отклонения. Этот недостаток особенно сильно проявляется при больших относительных размерах осевой компенсации.
  Copyright © 2008